Послевузовское обучение

Аспирантура - кандидатский экзамен

Кандидатские экзамены являются составной частью аттестации соискателя ученой степени. Цель их - установить глубину профессиональных знаний соискателя, степень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской работе.

Кандидатские экзамены в АГУ аспиранты сдают в первый год обучения, соискатели в течении первого этапа, для чего организуются занятия по подготовке к экзаменам по философии и иностранному языку. В связи с тем, что количество слушателей в группах иностранного языка ограниченно, аспиранты, отказавшиеся по разным причинам от подготовки к экзамену в первый год обучения, в последующие годы готовятся и сдают экзамен самостоятельно или после оплаты обучения на курсах иностранного языка, при условии, что до этого аспирант не будет отчислен по причине невыполнения индивидуального плана.

Кандидатский экзамен по специальной дисциплине сдается аспирантами, как правило, в последний год обучения, соискателями в течении второго этапа, когда работа над диссертационной темой завершается.

Кандидатские экзамены проводятся два раза в год: в весеннюю сессию (с 15мая по 30 июня) и в осеннюю сессию (с 1 октября по 20 октября). При досрочном завершении работы над диссертацией экзамен может быть принят вне сроков сессии по письменному заявлению аспиранта (соискателя). Соискатель, готовившийся самостоятельно и намеривающийся сдать кандидатский экзамен по философии и иностранному языку, заявляет об этом в отдел послевузовского образования не позднее чем за два месяца до экзаменационной сессии для выполнения требований по допуску к экзамену. Срок сдачи экзамена по специальности согласуется на кафедре и сообщается в Отдел послевузовского образования, после чего издается приказ о допуске к экзаменам.

Кандидатские экзамены проводятся по усмотрению экзаменационной комиссии по билетам или без билетов. Для подготовки ответа соискатель использует экзаменационные листы, которые хранятся после приема экзамена в личном деле аспиранта. Уровень знаний оценивается "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Протокол приема кандидатского экзамена подписывается присутствующими членами комиссии и в тот же день представляется в отдел послевузовского образования. По окончании аспирантуры или перед защитой диссертации аспиранту выдается удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов.

В случае неявки аспиранта на кандидатский экзамен по уважительной причине он может быть допущен руководителем вуза к сдаче экзамена в течение следующей сессии. Решение экзаменационной комиссии может быть обжаловано аспирантом в пятидневный срок ректору.

Требования к кандидатскому экзамену по философии.

Кандидатский экзамен по философии аспиранты сдают в весеннюю и осеннюю сессии каждого учебного года. С 1 ноября по 15 мая кафедрой философии организуются и проводятся лекционные, семинарские и консультативные занятия с аспирантами с целью подготовки к сдаче кандидатского экзамена. К кандидатскому экзамену по приказу ректора университета допускаются аспиранты, представившие реферат за месяц до экзамена( в объеме 1п.л.) по одной из тем, утвержденных на кафедре, и получившие положительную оценку по результатам проверки реферата. Сдающие в осеннюю сессию обязаны выполнить контрольные требования к 15 сентября.

Требования к кандидатскому экзамену по иностранному языку.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта изучение иностранных языков является неотъемлемой составляющей частью подготовки специалистов различного профиля, позволяющего им продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде.

Данная программа рассчитана на 140 часов аудиторных занятий в группе из 7 человек в течение одного учебного года и на 280 часов самостоятельной работы аспирантов (соискателей).

Перед практическим курсом иностранного языка стоит цель обеспечить подготовку специалиста, владеющего иностранным языком как средством осуществления научной деятельности в иноязычной среде и средством межкультурной коммуникации.

Выше названная цель обуславливает конкретные задачи обучения иностранному языку и требования, предъявляемые к аспирантам и соискателям по различным видам речевой коммуникации. А именно: письмо, чтение, аудирование, говорение.

1. Основной задачей овладения письменной речью для аспирантов и соискателей является умение составить аннотацию, реферат на иностранном языке, написать доклад, статью по результатам проводимого исследования, вести переписку с зарубежными коллегами по проблемам проводимой научно-исследовательской работы.

Аспирант (соискатель) должен владеть навыками письменной речи в пределах изученного языкового материала. В процессе обучения используются такие виды письменных работ, как: план, конспект прочитанного; изложение содержания прочитанного в форме резюме, сообщение, доклад по темам проводимого исследования.

2. Основной задачей овладения навыками чтения для аспирантов и соискателей является умение читать оригинальную научную литературу по специальности, опираясь на изученный языковый материал, общие страноведческие и профессиональные знания, умение ориентироваться в контексте научной работы.

Аспирант (соискатель) должен бегло читать в слух, читать с целью установления тематики и проблемы статьи (просмотровое чтение), проследить развитие темы и общую линию аргументации автора, поняв в целом не менее 70% основной информации (ознакомительное чтение), читать с целью полного и точного понимания информации (изучающее чтение), изменять способ чтения в соответствие с поставленной задачей.

В процессе обучения используются следующие виды чтения:

- чтение, направленное на понимание основного содержания текста;

- чтение с максимально точным и адекватным пониманием текста с выделением смысловых блоков, группировкой и анализом научной информации;

- чтение, направленное на быстрое нахождение определенной информации.

Как один из приемов развития умений и навыков чтения, как достаточно эффективный способ контроля полноты и точности понимания текста используются устный и письменный перевод с иностранного языка на русский.

Аспирант (соискатель) должен владеть навыками устного и письменного перевода, уметь пользоваться словарем.

3. Основной задачей аудирования и говорения является умение аспиранта и соискателя понимать оригинальную монологическую и диалоговую речь по специальности, опираясь на изученный языковый материал, общие страноведческие и профессиональные знания.

К концу обучения аспирант (соискатель) должен владеть подготовленной, а также неподготовленной монологической речью в виде резюме, сообщения, доклада; диалоговой речью, в ситуациях научного, профессионального и бытового общения в пределах изученного языкового материала.

Основное внимание следует уделять коммуникативности устной речи, естественно-мотивированному высказыванию в формах монологической и диалогической речи в виде пояснений, определений, аргументации, выводов, оценки явлений, возражений, вопросов и т.д.

Овладение всеми видами речевой деятельности ведется комплексно, в тесном единстве с овладением определенным фонетическим, лексическим, и грамматическим материалом.

Содержание и структура кандидатского экзамена по иностранным языкам для аспирантов и соискателей АГУ.

К кандидатскому экзамену аспирант (соискатель) допускается при положительной аттестации ведущего преподавателя, при успешной сдаче внеаудиторного чтения, причем соискатель должен предоставить для проверки 50% прочитанной литературы на иностранном языке.

Кроме того, условием допуска к кандидатскому экзамену является предоставление аспирантом (соискателем) словаря терминов и терминологических сочетаний (120-150 единиц), составленного по прочитанной литературе.

Объем литературы по специальности на иностранном языке, прочитанной к экзамену, должен составлять приблизительно 600 000-700 000 п.зн., т.е. 240-300 условных страниц.

Аспирант может выступить с докладом на иностранном языке по теме своего исследования на ежегодной конференции АГУ в рамках "Недели науки", а соискатель - пройти собеседование на иностранном языке по теме своего научного исследования.

К концу обучения, предусмотренного данной программой, лексический запас аспиранта (соискателя) должен составлять не мене 5500 лексических единиц с учетом вузовского минимума и потенциального словаря, включая примерно по 500 терминов профилирующей специальности.

Допуск к кандидатскому экзамену проводится 2 раза - в апреле и сентябре.

Специфику кандидатского экзамена по иностранному языку составляют требования, посредством которых проверяется необходимый уровень владения языком в объеме данной программы, а именно:

1. Письменный перевод на русский язык оригинального текста по специальности с использованием словаря. Объем - 2200-2400 п.зн. Время на выполнение работы - 60 минут. Форма проверки: оценка письменного перевода. Если переведено менее 50% текста, экзамен не следует продолжать. Успешное выполнение письменного перевода является условием допуска ко второму этапу экзамена.

2. Ознакомительное чтение оригинального текста по специальности без использования словаря. Объем 1000-1200 п.зн. Время на подготовку - 3 минуты. Форма проверки: передача содержания текста на русском языке в форме аннотации.

3. Реферирование на иностранном языке оригинального текста общенаучной тематики, прочитанного без использования словаря. Объем - 1300-1500 п.зн. Время на подготовку - 15 минут.

4. Беседа на иностранном языке по вопросам, связанным со специальностью и научной работой аспиранта (соискателя).


Адыгейский государственный университет © 2006