МОЛОДЕЖЬ – БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

«В науке своеобразно сочетаются демократия научного сообщества и правота того, кто открыл новое. В области ее организации сочетаются диктатура разума и свобода идей. Сегодня надо примирить холодный расчет эффективности рынка и непредсказуемое, но никогда не изменяющее нам удовлетворение от открытия тайн природы, успех в использовании познанного». Академик С. Капица


Вот уже в пятый раз Научное содружество молодых ученых Адыгейского государственного университета проводит научную конференцию всероссийского уровня «Наука. Образование. Молодежь». Эти слова объединяют важнейшие составляющие будущего России: талантливая молодежь, получившая качественное образование и активно занимающаяся исследованиями в различных областях науки.

Более чем когда-либо, в настоящее время важно развитие науки не только в крупных российских городах, но и в других регионах. Еще в Советском Союзе были созданы региональные центры науки в Новосибирске, на Урале, на Дальнем Востоке, Поволжье, современные условия также требуют определения региональных приоритетов и новых путей их реализации.

Современное состояние российской науки определяются многими негативными процессами, происходившими в постсоветский период. За это время затраты на научные исследования сократились более чем в 20 раз. Результатом этого стало не только сокращение тех, чрезмерно раздутых отраслей, связанных в первую очередь с оборонной промышленностью, но и практически всех других отраслей науки, в том числе медицины и здравоохранения. В значительной мере прекращены океанографические и геологические исследования, традиционно хорошо развитые в России. Сложные процессы проходят в гуманитарных науках. Если до перестройки коммунистическая идеология определяла развитие общественных наук, то в настоящее время при плюрализме мнений и распаде существовавших ранее институтов и значительном числе изданий, публикуются исследования, не всегда отвечающие необходимым требованиям. При переоценке прошлого в научный оборот введены многие труды тех, кто десятилетиями были неизвестны советским ученым. Тем не менее, несмотря на все трудности, происходит несомненное развитие гуманитарных и социальных наук.

Россия может и должна поддерживать свою науку и образование. Более того, в новых условиях перед российской наукой стоит важнейшая задача интегрирования в систему высшего образования. Это давно сформировавшееся и традиционное разделение науки и образования пока не преодолено. Также не найдены возможности для поддержки прикладной науки со стороны нового российского капитала и промышленности, в которой процессы реструктуризации и технологического обновления идут очень медленно.

Поскольку Россия теперь стала открытой страной, наша наука интегрируется в мировую науку. Результатом этого стал значительный отток российских ученых в другие страны. В первую очередь он затронул высококвалифицированных ученых среднего возраста. Частично причиной их ухода была невозможность полноценных научных контактов в прошлом. Однако практически полное отсутствие поддержки науки, особенно в первые годы реформ, заставляло многих ученых эмигрировать. Ведь и сегодня средняя зарплата профессора университета часто меньше официального прожиточного минимума. Именно это вынудило многих ученых оставить науку и искать средства к существованию в предпринимательстве, банках, издательском деле, торговле.

При этом в первую очередь страдают фундаментальные исследования. Такие работы, имеющие большую длительность, в тоже время именно они оказывают значительное влияние на всю науку, культуру и образование, были характерной для нашей страны. Часто такие направления, созревающие годами, если не десятилетиями, были обязаны личности крупного ученого, определявшего научный, а часто и этический уровень, - то что привлекало последователей, молодых ученых. Эта европейская традиция научных школ распадается.

Однако наиболее острый вопрос, актуальность которого в последние годы не снижается, а только усиливается, - это положение молодых ученых. Уже не раз отмечалось, что от решения судьбы нового поколения ученых зависит не только судьба науки в России, но и самой страны. Часто встречающийся пример: способный молодой научный работник, получивший прекрасное по мировым стандартам образование. Он предан науке, несмотря на все трудности, защитил диссертацию, однако он практически лишен будущего как ученый у себя на родине. Если появляется выгодное предложение из других стран (а оно, как правило, появляется), то в большинстве случаев молодые ученые этим активно пользуются. По общепринятым оценкам, подготовка высококлассного ученого-инженера стоит около миллиона долларов. А Россия только в США поставила специалистов более чем на несколько миллиардов долларов! Именно отток из науки и страны наиболее ценного поколения бросает вызов российскому обществу.

Как было замечено, в науке молодое поколение должно постепенно сменять старшее. Однако, видя нищенское положение своих старших коллег и отсутствие перспективы, особенно в области экспериментальных и прикладных исследований, требующих все возрастающих затрат, вопрос о воспроизводстве науки и знаний скоро станет критичным. Это происходит и потому что, несмотря на открытые границы, финансовый барьер в еще большей степени чем прежде, препятствует оснащению лабораторий, научным контактам, участию в конференциях и знакомству и обмену публикациями. Интернет несомненно способствует распространению информации и связи. Россия, в силу высокого уровня образования, оказалась очень восприимчива к Интернету и легко осваивает его, но этого мало. Очень важно укрепление позиций науки в общественном сознании, сильно ослабших в условиях "дикого" рынка.

Несомненно, требуется инициатива самого научного сообщества, которое в полной мере должно осознать тот глубокий переворот, который произошел в истории страны. Не меньшее понимание своей ответственности должно возникнуть в деловых и финансовых кругах, которые пока больше заняты первоначальным накоплением, чем управлением полученных, или присвоенных, богатств и ресурсов. Ведь во все времена наука неизменно способствовала прогрессу.

Безусловно, судьбы науки зависят не только от денег или внимания правительства. В России наука традиционно занимала высокое место. Российская Академия наук, которая увеличила свой состав на 20%, всегда была не только научным обществом, но она объединяла мощную систему исследовательских институтов, составивших славу нашей науки в прошлом. В современных условиях ей предстоит играть новую роль, в первую очередь, в области фундаментальных исследований, составляющих основу всей современной науки и техники. От того, в какой мере возможности будут способствовать этой ответственности, во многом зависит судьба науки в России, ее влияние на экономику и образование.

В Адыгейском государственном университете уже становятся доброй традицией ежегодные научные конференции, проводимые ко Дню Российской науки. Число их участников возрастает, также расширяется и география конференции – от северокавказских вузов до вузов Ростова-на-Дону, Краснодара, Пензы, Уфы и т.д. Радует и то, что круг исследовательских вопросов очень разнообразен и охватывает не только гуманитарную и социальную сферы, но и область фундаментальных наук. Надеемся, что апробация научных результатов на этом научном форуме будет плодотворной и эффективной для всех его участников.

А.В. Шаханова - доктор биологических наук, профессор, проректор по научной работе

С.А. Ляушева - доктор философских наук, профессор, начальник отдела послевузовского образования