Интервью ректора Адыгейского государственного университета Р.Д.Хунагова

"Российская газета" от 8 февраля 2006 года №25
Василий Сальников

В ГОД 65-летия Адыгейского государственного университета Совет ректоров вузов Краснодрского края и Адыгеи дал согласие на открытие в Новороссийске филиала АГУ. Учитывая острую кадровую потребность города-порта, обучение в нем будет проводиться по четырем специальностям, в том числе по таким востребованным как «Управление персоналом» и «Автоматизированные системы обработки информации и управление». Филиал в портовом городе будет шестым учебно-академическим подразделением АГУ на Кубани, считая те, что уже работают в Апшеронске, Белореченске, Ейске, Новокубанске и Сочи.

Последние десять лет главный вуз Адыгеи возглавляет доктор социологических наук профессор Рашид Хунагов. С ним встретился наш корреспондент.

«Российская газета»: Рашид Думаличевич, когда-то Бальзак подметил, что ключом ко всякой науке является вопросительный знак. Вопросу «как?» - мы обязаны большею частью открытий. А как появился главный вуз республики?

Рашид Хунагов: «Древо» нашего университета было посажено в далеком 40-м году прошлого века, когда в Адыгее высокая образованность была уделом немногих. Рождение первого вуза можно считать эпохальным событием в жизни региона, своего рода интеллектуальным прорывом. Первый набор в Майкопский учительский институт составил 60 студентов, принятых на отделение русского языка и литературы. Вуз сразу же стал мощным рычагом для развития автономии, но грянула война. С первых же дней ушли на фронт директор института Г. Е. Толочин, завуч А. М. Хагуров. Среди фронтовиков были и преподаватели, и студенты. Ныне их имена увековечены на мемориальной доске. Даже в обстановке войны институт продолжал работать и принял в свое лоно эвакуированные одесские вузы, преподаватели которых работали бок о бок с нашими. Это - первый опыт ценной кооперации, которая станет впоследствии одним из ведущих принципов деятельности вуза. К концу войны в вузе обучалось уже около 400 студентов, имелось четыре отделения. В послевоенные годы расширение масштабов деятельности привело к его преобразованию в Адыгейский государственный педагогический институт. В1961 году ректором вуза становится участник войны, признанный организатор и ученый Александр Ячиков. Появлялись новые факультеты, строились учебные корпуса, приобреталось оборудование. В середине 80-х вуз возглавил опытный управленец и известный ученый Ким Хутыз. К полувековому юбилею в 1990 году институт имел уже 10 факультетов, на которых обучались свыше пяти тысяч студентов 20 национальностей. Вехой в исторической судьбе адыгейского народа стало преобразование института в классический университет. С его появлением впервые стала возможной сама постановка вопроса о консолидации вокруг более высоких целей. Почему? Да потому что вуз сумел создать и сохранить специфическую академическую среду. Он стал субъектом мощного влияния на умы и общественное настроение в республике. Вокруг него сформировалась научно-педагогическая элита. В XXI век наш вуз вступил, не только подтвердив свой статус классического университета, но и превратившись в крупный многопрофильный научно-образовательный комплекс. На факультетах, в филиалах и колледже АГУ по 63 специальностям начального, среднего профессионального, высшего и послевузовского образования обучаются свыше 14 тысяч студентов. В университете работают свыше 600 высококвалифицированных преподавателей, 70 процентов которых имеют ученые степени и звания. 26 преподавателей являются заслуженными деятелями науки России и Адыгеи, более 30 - действительными членами различных академий. При АГУ функционирует физико-математическая школа, которая достойно представила российское математическое образование на X международном конгрессе в Копенгагене.

РГ: Университет готовит специалистов не только для Адыгеи?

Хунагов: Разумеется. Мы с большим удовлетворением отмечаем, что около трети всех студентов университета приехали в Майкоп из городов и весей не только Краснодарского края, но и других республик, краев и областей юга России. Вместе с тем АГУ все в большей степени реализует себя как центр - образования, науки и культуры республики. Ученые и педагоги университета проводят аттестационную, методическую и экспертную работу в составе различных советов, выступают авторами учебных программ, учебников, учебных пособий, словарей, проводят мастер-классы для учителей школ. АГУ замыкает на себе всю систему подготовки и переподготовки педагогических кадров в Адыгее. Кроме того, фактически он выполняет функции регионального центра информатизации системы образования, а потому важнейшим направлением стало активное использование новых информационных технологий. Немногие вузы России могут похвастаться наличием такого суперсовременного компьютерного центра, который создан недавно на мансардном этаже университета! Сегодня парк ЭВМ составляет около 1000 компьютеров, распределенных по 42 компьютерным классам и обеспеченных свободным доступом к ресурсам Интернета.

РГ: Как получает пытливая молодежь путевку в науку?

Хунагов: Главное отличие классического университетского образования - это соединение профессиональной подготовки с фундаментальными научными исследованиями. Они ведутся по 27 научным направлениям на базе 11 научно-образовательных центров, семи лабораторий и трех музеев. В рамках научных направлений в университете сложились и успешно развиваются девять научных школ, известных как в России, так и за рубежом. По ряду проблем достигнуты уникальные результаты. Так, исследования в области подземной гидрогазодинамики находят эффективное применение в гидродинамических расчетах при разработке газовых, газоконденсатных и нефтяных месторождений в газовой и нефтяной промышленности. Физиками АГУ обнаружено новое явление в формировании синхротронного излучения, а именно эффект деконцентрации углового распределения излучения. Явление может быть использовано в астрофизике, при исследовании структуры и свойств разных материалов. Физиологи разработали оригинальные унифицированные методики физиологического мониторинга хода развития детей и подростков, определены биологические маркеры адаптации, функционального состояния и здоровья учащихся, проведена физиологическая экспертиза вариативных и образовательных программ. Центр геоинформационных технологий разработал геоинформационную модель прогнозирования чрезвычайных ситуаций, которая успешно применяется региональными органами ГО и ЧС, системы учета недвижимости, кадастров и так далее. Большинство исследований университета выполняется в интересах региона, нацелено на актуализацию учебных программ и соотносится со спектром специальностей вуза. Успешно функционирует аспирантура и докторантура. Недавно приказом Министерства образования и науки России в АГУ открыт факультет повышения квалификации преподавателей вузов и техникумов. Университет становится научным центром не только на уровне региона, но и в масштабах страны. На его базе проводятся зональные и общероссийские совещания руководителей отрасли, межвузовские и международные конференции. Студенты АГУ регулярно становятся дипломантами всероссийских олимпиад, лауреатами международных конкурсов. Наш студент Кирилл Овчинников в 2003 году стал победителем конкурса Российской академии наук по физиологии и получил золотую медаль РАН. Развивается международная академическая мобильность преподавателей и студентов. АГУ является членом Международной ассоциации университетов ЮНЕСКО. Нами заключены договоры о долгосрочном сотрудничестве с рядом университетов США, Чехии, Германии, другими крупными международными центрами. В последние пять лет 122 преподавателя и 585 студентов АГУ выезжали за рубеж с профессиональными целями, а в нашем учебном процессе участвовали 18 преподавателей из США и Европы. Поддерживаются тесные связи с представителями адыгейской диаспоры за рубежом.

РГ: А каковы академические перспективы?

Хунагов: Университет - это не башня из слоновой кости, а сложный живой организм, который постоянно развивается, отвечая на новые вызовы времени. Перед нами стоят масштабные проблемы. Например, реформирование в духе Болонской декларации, придание большей открытости образовательному процессу, более тесная интеграция в российское и общеевропейское образовательное пространство, развитие дистанционного образования. Ближайшая задача - завершение строительства здания научной библиотеки, возведение нового учебного корпуса на 1500 мест, строительство оздоровительного комплекса на 140 мест, завершение строительства учебного комплекса колледжа. Мы благодарны главе республики Хазрету Совмену за регулярную помощь. В век информатизации и глобализации важно не допустить девальвации высоких духовных ценностей, не утратить свои достижения и приоритеты. Самое надежное мерило нашей работы - это любознательность студентов, их желание погрузиться вместе с нами в безбрежное море знаний.