TEMPUS IV

В АГУ прошла рабочая сессия консорциума российских и европейских вузов по проекту TEMPUS IV «Бакалавр социальной работы».

В консорциуме приняли участие партнеры из Евросоюза (Потсдамский университет прикладных наук (Германия), Римский университет Roma Tor Vrgata (Италия), Лондонский университет Goldsmiths College (Великобритания) и российские партнеры: Адыгейский государственный университет, Московский государственный областной университет, Казанская Академия социального образования.

В рамках проекта разрабатывается современная модель обеспечения учебного процесса по направлению – социальная работа.

В период с 13-15 мая состоялись рабочие заседания по разработке Модуля 1 – образовательные программы бакалавра. Открыл работу консорциума ректор АГУ Р.Д. Хунагов. По его словам, совместная реализация проекта поможет выработать новые подходы и модели подготовки специалистов в данной области, а также позволит учесть опыт других стран. Для нашего университета эта тема вдвойне интересна и важна: во-первых, многие годы в вузе занимаются проблемами социально-психологических аспектов работы с различными группами населения и, во-вторых, в будущем учебном году начнется подготовка студентов по специальности «социальный работник».

Концепцию мастер - класса Модуля 1 представила представитель немецкого университета Вали Гайслер. В Германии Модуль 1 называют «Модуль мастерской». Как правило, он начинается в первом семестре и заканчивается во втором. Студенты работают в группах, состоящие из 15-20 человек. Их курируют 5 преподавателей. Студенты вправе самостоятельно выбирать тему исследования - работа с людьми, отстающими в развитии, насилие в семье, медиация (преодоление конфликтов). Например, если студенты выбрали тему «работа с инвалидами», то на первом этапе они выясняют, какие существуют предрассудки по этому поводу, обсуждают вопрос, равноправно ли инвалиды себя чувствуют в обществе. На следующем этапе студенты выясняют, какие законы существуют в отношении инвалидов, свободно ли государство от барьеров, соблюдаются ли законы на практике. До сдачи отчетов, студенты проделывают скрупулезную работу: исследуют повседневный быт инвалидов, анализируют сложившуюся ситуацию и предлагают решение тех или иных сложностей. Модуль 1 составляет 120 часов и дополнительно 120 часов студенты работают на практике.

Практика в курсе образования бакалавра социальной работы – это еще одна тема, обсуждаемая в рамках консорциума. Материалы по этой теме также представила Вали Гайслер. Она пояснила каждый пункт договора практики, который заключается между тремя сторонами: университетом, учреждением, в котором студент проходит практику и студентом. Договор практики – это документ, в котором указаны задачи и цели сторон, подписавших договор. Обязательное условие – это наличие в учреждении социального работника с высшим образованием. Иногда студенты говорят, что в учреждении есть психолог или учитель, и он может быть руководителем практики. На это им отвечают, что тогда им лучше изучать психологию или педагогику. Немецкие преподаватели стремятся создать условия, в которых студенты познакомятся с нормами и ценностями, которые предъявляют к их профессии. Это обусловлено их стремлением избежать ситуации, которая была 20 лет назад, когда социальным работником мог быть каждый.

Итальянские коллеги представили для обсуждения тему «Здравоохранение и социальная работа». В итальянском законодательстве услуги, предназначенные для человека должны интегрироваться, т.к. обстановка в социальной среде влияет как на наше физическое, так и психическое состояние.

  

Педагог в области медицины должен иметь знания по нескольким направлениям: медицинские знания, знание психологии и социологии.

Эти специалисты работают с людьми, имеющие психологические отклонения, физические недостатки, а также пристрастия различного рода.

Российские коллеги также представили свои модели развития Модуля 1. В итоге за эти три дня была проделана интересная работа по обмену опытом, идеями, и, возможно, улучшению существующих программ.