Кикиморы и лишайники ЛМУ–2006.

В первый день августа этого года, студенческое сообщество АГУ, наглядно продемонстрировало не многочисленным товарищам, зараженным вредоносной бациллой скепсиса ко всякого рода студенческим традициям, несостоятельность их позиций, открытием VIII-го Летнего методологического университета.

Итак, как всегда, ранним первоавгустовским утром, перед центральным входом в АГУ с неумолимостью стихийного бедствия принялось роиться развеселое студенчество нашего университета. Медленно, но, верно втягиваясь в подходящие автобусы, прощалось на целые 10 дней с городским асфальтом, что бы сменить его на блага дикой или почти дикой природы.

Среди этих счастливчиков оказался и я, ваш покорный слуга, представитель веселой студенческой братии АГУ, а по совместительству свободный журналист Кизянов Дмитрий, который в период с 1 по 11 августа принял участие в работе Летнего Методологического Университета-2006 на территории турбазы «Горная Легенда», вместе с преподавателями, аспирантами и студентами АГУ.

Как истинный выпускник ЛМУ, начну с теории. Начальник нашего лагеря Курмалиева Зарема Хасанбиевна, так объяснила его назначение. На определенном этапе развития университета в рамках АГУ возникла такая структура как Студенческое Научное Общество, включающее в себя наиболее активных представителей молодежи университета, но в ситуации разобщенности факультетов, не было возможности создания единой сплоченной команды. Таким образом, возникла необходимость поиска новых форм интеграции научной молодежи университета. Главная особенность методологического университета состоит в том, что он предлагает лекции не по отдельным отраслям знания, а по принципам и формам научного поиска. В соответствие с этим, все участники ЛМУ-2006 были разделены по трем основным направлениям работы: общественному, гуманитарному и естественнонаучному: у студентов появилась возможность овладения приемами и методами научного анализа дисциплин, смежных с дисциплиной специализации, что крайне сложно в условиях загруженности нормального учебного процесса. Именно в этом и состоит первичная цель ЛМУ-2006. Кроме того, в условиях неформальной атмосферы общения и изоляции от общества студенты устанавливают межличностные контакты, что, безусловно, очень важно для создания условий будущего сотрудничества между факультетами в сфере научного поиска. Соответственно целям лагеря, образовательная программа была достаточно насыщенной: она включала как лекции преподавателей АГУ, так и доклады студентов и аспирантов о проделанной за год научной работе. По итогам ЛМУ были определены лучшие работы для публикации в научных журналах и сборниках.

По сути дела, ЛМУ-2006 - это эксперимент по созданию межвузовской модели взаимодействия в рамках НТТМ (Научно Техническое Творчества Молодёжи). Именно по этой причине большое внимание уделяется установлению и укрепления связей между АГУ и другими университетами юга России. В этом году в деятельности ЛМУ-2006 приняли участие представители государственных университетов Кабардино-Балкарии, Абхазии и Ростова. Особо следует отметить наше сотрудничество с Ростовским Государственным Университетом: уже четыре года подряд ростовская делегация принимает активное участие в деятельности ЛМУ. Одновременно представители АГУ принимают участие в деятельности подобных летних лагерей на юге России: к примеру, трое наших студентов проходили обучение в школе лидерства, организованной в Приэльбрусье.

И именно в ключе установления сотрудничества между научной молодежью следует рассматривать приезд в «Горную Легенду» доктора Отто Фолькера - молодого немецкого специалиста в области науки с непонятным и зубодробительным названием лихенология (хотя, если знать, что греческое слово leichen означает «лишайник», становится несколько проще: лихенология – это наука изучающая лишайники).

Предысторией прибытия доктора Фолькера в Адыгею было заключение договора о сотрудничестве между Адыгейским Государственным Университетом и Музеем Естествознания города Гёрлитц (Германия). Надо сказать, что ученый приезжает в Россию уже в девятый раз, и превосходно говорит на русском языке. Вообще, следует отметить, что АГУ имеет опыт сотрудничества с немецкими природоохранными организациями. С 1996 года немецкие ученые и студенты, члены Сообщества «Окружающая среда и образование» проводят оценку состояния природы в горных районах Адыгеи. Проект создания природного парка в районе горы Большой Тхач был разработан, в том числе, при их непосредственном участии. Эта природоохранная организация также намерена осуществлять сотрудничество с АГУ в норме ежегодного обмена делегациями и совместной работе по определению влияния деятельности человека на окружающую среду.

Доктор Фолькер так объяснил свой интерес к сотрудничеству с АГУ в проведение научно-исследовательской работы на Кавказе.

Во-первых, Кавказский Государственный Биосферный Заповедник это крупнейший лесной массив Европы, незатронутый хозяйственной деятельностью человека. Именно здесь сохранились многое виды, погибшие в Европе в результате загрязнения воздуха и уничтожения первичных лесов. Сам Фолькер специализируется в области лишайников или по научному – лихенофлоры. Казалось бы, лишайники это так банально и просто, зачем их изучать? Но на самом деле, лишайники играют огромную роль в природе. Исчезновение лишайников ведет к гибели различных жучков, паучков и беспозвоночных, которые являются кормом птиц. Как результат, при исчезновении в лесу лишайников гибнет до ? птиц, а это уже, согласитесь, не смешно.

Во-вторых, в современной науке существует теория о том, что, изучая изменения лишайников можно определять изменение климата Земли. Подобные опыты проводились в Нидерландах. Но Нидерланды – страна с развитым сельским хозяйством, потребляющим огромное число удобрений, сильно влияющих на состояние окружающей среды и лихенофлору. Между тем, у нас, на Кавказе, сохранились уникальные девственные леса, позволяющие изучать подобные процессы.

Но, естественно деятельность ЛМУ-2006 не ограничилась лекциями, семинарами и сбором лишайников: в программе лагеря важное место было уделено сплачивающим и спортивным мероприятиям. Каждый вечер проводились конкурсы, интеллектуальные и ролевые игры. Летний лагерь это всегда летний лагерь: был и день Нептуна, когда все, и преподаватели и студенты, самозабвенно поливали друг друга водой, и Хеллоуин на который девушки нарядились русалочками и кикиморами, произведя на парней неизгладимое впечатление, а кто-то просыпался под утро с лицом раскрашенным зубной пастой. Кроме того, в программу входили экскурсии по горам Адыгеи, которые, несомненно, оставили неизгладимое впечатление у наших гостей, хотя мы, местные уже видели Лаго-Наки, Гузерипль и водопады Руфабго помногу раз. Так что в свободное время мы устраивали альтернативные экскурсии: по заросшим тропинкам в горы, путешествовали автостопом, открывая новые прекрасные уголки нашей маленькой родины, в общем, делали все, что бы получить новые впечатления. Думаю, тот позитивный заряд, который мы получили в этом чудесном месте останется с нами надолго, помогая нашей работе в новом учебном году.

Кизянов Дмитрий.