Президиум Совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея

30 сентября состоялся Президиум Совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея. В повестку дня входили важные вопросы, касающиеся перехода на новую систему оплаты труда, итоги единого государственного экзамена в 2008, здоровьесберегающий потенциал образования и другие. По последнему вопросу выступила проректор по научной работе А.В. Шаханова с докладом «Здоровьесберегающий потенциал образования: проблемы и перспективы». Этому вопросу в нашем университете уделяется особое внимание. Доктором социологических наук, профессором Р.Д. Хунаговым и доктором педагогических наук, доктором биологических наук, профессором К.Д. Чермитом была разработана и внедрена в практику эффективная модель организации здоровьесберегающей деятельности, определяющая здоровье студентов как цель, объект и результат деятельности и гарантирующая высокий результат обучения. Практическая задача модели – обеспечение оптимизации учебного процесса для достижения высокого уровня качества образования студентов при сохранении их здоровья. Реализация этой модели обеспечивается за счет комплексного решения инновационно - образовательных и научно-исследовательских задач на основе мониторинга состояния здоровья студентов и преподавателей, создания базы данных и системы коррекции физического, психологического, социального и нравственного развития, оптимизации учебного процесса.

В русле обсуждаемых проблем были представлены монографии:

1) «Здоровьесберегающий потенциал образования», авторы - А.В. Шаханова, Т.В. Челышкова, Н.Н. Хасанова. – Майкоп: ООО «Аякс», 2008.- 145с. В работе использовался комплекс физиологических методов оценки функционального состояния организма, позволяющий расширить информационно-методологическую базу оценки здоровья с позиции функционального подхода и теории нормы, выявить функциональные и адаптивные изменения организма студентов в динамике их обучения, установить влияние различных форм контроля знаний на функциональное состояние организма, разработать подходы и стратегию в области оптимизации здоровьесберегающего образовательного процесса в вузе.

Монография предназначена для специалистов, занимающихся вопросами теоретического и практического поиска путей сохранения и укрепления здоровья студентов, формированием их приверженности стандартам здорового образа жизни.

2) «Инновационные образовательные технологии, двигательная активность, адаптация» А.В. Шаханова, М.Н. Силантьев. – Майкоп: ООО «Качество», 2007. – 151с. Работа посвящена изучению одной из актуальных проблем физиологии детей и подростков – адаптации к школьной нагрузке (I-VI классы) в условиях интеграции инновационно - образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий.

На большом фактическом материале, накопленном авторами в результате многолетних экспериментальных исследований, показано влияние полимодальных воздействий инновационной образовательной среды на адаптивный статус и физическую работоспособность организма учащихся.

Для исследователей в области возрастной и детской спортивной физиологии, педагогов и специалистов, работающих с детьми, студентов медицинских и педагогических вузов.

3) «Образование и здоровье:физиологические аспекты» А.В. шаханова, Т.В. Глазун. – Майкоп: АГУ, 2008.- 195с.

Использованный в работе комплекс физиологических методов оценки функционального состояния организма позволяет расширить информационно-методологическую базу оценки здоровья с позиции функционального подхода и теории нормы, представить контингент риска за счет выявления в группе практически здоровых детей лиц с пограничным состоянием организма между здоровьем и болезнью; дать теоретическое обоснование эффективности применения расширенного двигательного режима в рамках инновационных образовательных систем, определить подходы нормирования учебных и физических нагрузок с учетом пола, возраста и функционального состояния индивида.

Монография предназначена для физиологов, педагогов и специалистов, работающих с детьми, студентов медицинских и педагогических вузов.

Полную версию доклада проректора А.В. Шахановой «Здоровьесберегающий потенциал: проблемы и перспективы» можно скачать здесь.