МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ

1-2 ноября 2006 г. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА МЕЖДУНАРОДНАЯ СЛАВЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ им. Я.А. КОМЕНСКОГО КОМИТЕТ ВС ПМР ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, СЕМЬИ И ДЕТСТВА ЮЖНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АПН УКРАИНЫ ЖУРНАЛ «ПЕДАГОГИКА» провели Международный научно-практический конгресс V Славянские педагогические чтения «Поликультурное славянское образовательное пространство: пути и формы интеграции»

МСАО им. Коменского объединила ученых, педагогов, всех, кому небезразлична судьба образования, настоящее и будущее наших детей. За годы, прошедшие со дня основания, академия прошла славный и зримый путь. Первые и вторые чтения проводились в г. Тирасполе – столице Приднестровской Молдавской Республики, третьи и четвертые в Украине, на базе Криворожского государственного педагогического университета и Черкасского национального университета

Славянские народы внесли выдающийся вклад в мировую цивилизацию, в развитие естественных и гуманитарных наук, культуры и искусства. Весь мир хорошо знает и высоко ценит дела и труды многих славянских просветителей и ученых в области просвещения, образования, воспитания.

Достойно уважения, что педагоги и организаторы образования братских славянских народов сегодня продолжают славные традиции и объединяют свои усилия на ниве просвещения. Существенный и творческий вклад в это труднейшее, но благородное дело вносит Международная славянская академия образования им. Я.А.Коменского.

За четыре года работы Академии удалось организовать негосударственную международную научно-образовательную систему в границах Приднестровья, Украины и России, включающую 11 вузов (ассоциированных членов), 176 действительных членов и 85 членов-корреспондентов из разных стран. Установлены прочные связи между членами РАО и АПН Украины, а также с учеными Белоруссии, Польши, Германии, Болгарии. МСАО поддерживает славянское научно-образовательное пространство, издает журналы «Славянская педагогическая культура», «Известия МСАО», монографии, учебно-методические пособия, сборники научных трудов. Всего было выпущено более 700 печатных листов научной продукции. К началу работы Конгресса вышли в свет очередные выпуски научных журналов, издан сборник материалов Конгресса, буклет о деятельности МСАО им. Я.А. Коменского. В настоящее время ученые МСАО разрабатывают научные основы образовательной политики с учетом современных условий, культурно-образовательных традиций, социально-экономических реалий и особенностей политических отношений в странах СНГ. В конце 2006 года будет издана коллективная монография «Образовательная политика в России» под редакцией президента МСАО, вице-президента РАО В.П. Борисенкова.

Пятые, юбилейные чтения проходили в стенах самого престижного вуза известного во всем мире – Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова.

Ректор МГУ, академик РАН В.А. Садовничий издал приказ, регламентирующий работу Программного и Организационного комитетов. Распоряжением Председателя ВС ПМР также был создан Оргкомитет по подготовке Конгресса и определения участия Приднестровской делегации в форуме. Профильный комитет ВС ПМР, Министерство просвещения Приднестровья непосредственно провели подготовку по направлениям: издание печатной продукции, организация выставок научных работ, подготовка программных материалов конгресса и решение других организационно-методических вопросов.

В конгрессе приняли участие ученые и практики систем образования, парламентарии, представители органов исполнительной власти, общественность и интеллигенция, всего 572 участника из стран СНГ и зарубежных государств.

Конгресс проходил в виде пленарного (1 ноября) и секционных (2 ноября) заседаний. На пленарном заседании обсуждались концептуальные идеи и стратегии модернизации современного образования, особенности, пути и механизмы развития единого поликультурного образовательного пространства с учетом новых политических, культурных и социально-экономических реалий. С докладами выступили видные ученые, политики, организаторы образования из России, Украины, Белоруссии, Приднестровья. Польши. Германии, Болгарии, Чехии. Участников конгресса приветствовали Ректор МГУ В.А. Садовничий, председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ Н.И. Булаев, председатель парламента Приднестровья Е.В. Шевчук, почетный президент немецкого отделения ЮНЕСКО «Комениус» В. Кортхаазе, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию министерства образования и науки РФ О.И. Волжина.

Секции были организованы в виде круглых столов, мастер-классов, творческих мастерских, что позволило организовать интерактивный диалог по обмену опытом с целью выработки методологических и технологических ориентиров формирования и развития единого поликультурного образовательного пространства. Работа в секциях проходила по следующим направлениям: «Образование как фактор развития человека, общества и государства»; «Интеграционные процессы в мировом образовательном пространстве»; «Теория и практика поликультурного образования»; «История педагогики славянских стран»; «Образование как фактор развития человека, общества и государства»; «Проблемы и перспективы модернизации профессионального образования»; «Развитие личности в условиях многокультурного мира»; «Технологии личностно-развивающего обучения»; «Интеграция образования и культуры как основа гармоничного развития личности».

Наибольший интерес и активное обсуждение у участников дискуссий в секционных заседаниях вызвали вопросы, касающиеся обновления содержания образования; перспектив перехода к 12-летнему обучению; вопросы разработки стандартов нового поколения; проблемы и перспективы развития прикладной и фундаментальной науки; особенности разработки концепции и программы антикризисной направленности современного воспитания; путей и механизмов международной интеграции, формирования единого гуманитарного поликультурного образовательного пространства. Достаточно активная дискуссия развернулась вокруг проблемы сохранения и дальнейшего развития педагогического образования. Участники конгресса выразили тревогу по поводу необоснованного сворачивания педагогического образования, закрытия педвузов, отметив при этом, что данная тенденция составляет угрозу национальной безопасности государства в части духовно-нравственной составляющей общества.

Работа секций носила не только фундаментальный научный характер, но и сопровождалась прикладной направленностью: демонстрировались технологии, проекты, учебники, методические пособия, модули, программы и другие дидактические материалы, что позволило изучать и заимствовать опыт инновационных подходов к реформированию современного образования. Конструктивное взаимодействие науки и практики на конгрессе было достигнуто благодаря консолидированному сотрудничеству. Работу секций возглавляли академики РАО Лиферов А.П., Давыдов Ю.С., Егоров С.Ф., Филонов Е.Н., Матросов В.Л., Греков А.А., Краевский В.В., Гараджа В.И., Фохт-Бабушкин Ю.У., Попков В.А., а также академики АПН Украины Зязюн И.А., Филипчук Г.Г., Ничкало Н.Г., Евтух Н.Б. и др.

С интересными научными докладами выступили профессор, академик МСАО А.П. Сманцер (Белоруссия), профессор, академик МСАО А.И. Кузьминский, профессор, академик МСАО В.К. Буряк (Украина), профессор В.Т. Волов (Самара), профессор, академик МСАО О.Д. Федотова (Ростов-на-Дону),, члены-корреспонденты РАО В.М. Монахов, Н.Х. Розов, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, профессор, академик МСАО Л.Г. Сенокосова, член-корреспондент МСАО М.П. Бурла (Приднестровье), профессор, член-корреспондент МСАО Анна Клим-Климашевская (Польша) и др.

В рамках Конгресса журнал «Педагогика» провел итоговый семинар «Актуальные проблемы современного профессионального образования». В Государственной Думе РФ 3.11.06 проводился круглый стол на тему «Стратегия поэтапной интеграции России и Приднестровья» (по итогам референдума), в котором приняли участие парламентарии из Приднестровья, России, а также независимые эксперты и ученые.

Настоящий конгресс – это форма реализации образовательной политики России, Приднестровья, Украины, Белоруссии и других государств по формированию единого поликультурного образовательного пространства; механизм создания имиджа образовательным системам, реальная возможность формировать привлекательный образ Приднестровья на международном уровне средствами образования и культуры, а также одно из средств развития национальных образовательных проектов РФ в контексте международной интеграции.

Высокий уровень организации конгресса, продуктивное проведение пленарного и секционных заседаний во многом определялись слаженной работой программного и организационного комитетов, возглавляемых Президентом МСАО В.П. Борисенковым, ректором МГУ В.А. Садовничевым и деканом факультета «Глобальных процессов» Н.Х. Розовым. Международный конгресс и деятельность МСАО в целом привлекли внимание политиков, управленцев, ученых, деятелей культуры, выразивших пожелания сотрудничества в области реформирования современного образования, утверждения новой идеологии образовательной политики с учетом общественно-государственных форм управления.

Международный научно-практический конгресс «Поликультурное славянское образовательное пространство: пути и формы интеграции» объединив усилия ученых и педагогов-практиков различных стран, способствует становлению высокой педагогической культуры, международному диалогу и конструктивному всестороннему сотрудничеству в условиях единого славянского культурно-образовательного пространства.