Семинар

6 ноября 2008 г. на историческом факультете Адыгейского государственного университета был проведен теоретико – методологический семинар учителей истории республики Адыгея в работе которого приняли участие более 120 человек. Работу семинара предворили выступление ректора, доктора социологических наук, профессора Р.Д. Хунагова, обосновавшего значимость проблемы исторической памяти в современном обществе и поддержавшем традицию проведения подобных семинаров.

Учителя истории, преподаватели и студенты факультета приняли активное участие в работе «Круглого стола» на тему: «Проблемы российской истории в контексте исторической памяти» (ведущий – доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Э.А. Шеуджен). Э.А. Шеуджен отметила, что многие зарубежные историки, а теперь и российские считают, что последние двадцать – двадцать пять лет все страны, все социальные, этнические и даже семейные группы пережили глубокое изменение традиционного отношения к прошлому.

Это явление проявляется в таких процессах, как -

- критика официальных версий истории;

- восстановление следов уничтоженного прошлого;

- болезненное отношение к закрытым архивным фондам;

- усиливающаяся привязанность к наследию «своего» народа;

- обращение к корням, развитие генеалогических изысканий.

Это только те процессы, которые «лежат» на поверхности.

Причины повышения значимости проблемы «исторической памяти» в нашей стране объясняются как общими, так и национальными обстоятельствами. Первая причина связана со временем. Принято считать, что происходит «ускорение истории», все более быстрое «выталкивание» исторических событий в прошлое. Более того, разрушается единство исторического времени – соединяющее прошлое с настоящим и будущим. Прошлое стало по знаменитой формуле «Миром, который мы потеряли…». Мы может обрести его только через реконструкцию – с помощью документов, архивов, памятников, используя механизм «конструирования исторической памяти».

Вторая причина расцвета памяти связана с «демократизацией» истории. Имеется ввиду:

- более широкий доступ к архивам, закрытым фондам библиотек;

- фактическое отсутствие цензуры;

- национальные движения народов, эмансипация этносов, групп (религиозных) и даже личностей (десидентское движение), стремящихся утвердить «свою память», по сути свою историю;

- идеологическая составляющая, способствующая тому, что восстанавливаются пласты памяти разрушенной или искаженной в пользу режима;

- увеличение продолжительности жизни и как результат живых свидетелей прошлого, порождающих протестные выступления.

В ходе обсуждения учителями были поставлены вопросы связанные:

во-первых, с существованием альтернативных подходов в освещении советской истории;

во-вторых, сокращение часов выделяемых на изучение истории, что влечет за собой снижение уровня подготовки выпускников школ;

в третьих, поставлен вопрос о значимости истории как основного фактора патриотического воспитание молодежи.

Бесспорно эти вопросы заслуживают внимание общественности.

Вторая часть семинара была посвящена «Мастер – классу» доктора педагогических наук, профессора кафедры отечественной истории педагогического института Южного Федерального университета, заслуженного учителя РФ В.В. Шогана. В яркой образной форме он показал приемы и методы организации уроков истории. Проведенное занятие вызвало живой интерес учителей, отразило их заинтересованность в новационных формах преподавания, желание использовать передовой опыт.