«Темпус – 4»

13 – 15 октября в АГУ состоялась очередная сессия международного проекта «Учебный план бакалавриата по социальной работе», реализуемого с февраля 2009 по июнь 2011 в рамках «Темпус – 4». Данная сессия была посвящена разработке содержания модулей «Основы теории и практики социальной работы» и «Организация исследований в социальной работе». От европейских партнеров в этой встрече приняли участие Ютта Ботт (Высшая школа, Потсдам, Германия), Доминик Фабле и Пьеретт Пайллас (Парижский университет-Х, Пари-Нантер, Франция). Российских партнеров представляли Студёнова Елена Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент, Сморчкова Валентина Петровна, доктор педагогических наук, профессор (Московский государственный областной университет), Журавлева Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой Социальной работы, Старикова Наталья Александровна, старший преподаватель (Академия социального образования, Казань).

В первой части сессии г-жа Ботт представила теоретический материал о методах социальной работы в Германии. Ее информация сопровождалась видеопрезентацией. В своем докладе г-жа Ботт изложила исторический аспект развития методологии социальной работы в своей стране, провела сравнительный анализ современных и классических методов социальной работы, применяемых в Германии при обучении социальных работников. Отмечено, в частности, что методы социальной работы в современном обществе амбивалентны. Радиус действия социальной работы не вполне определен: она является помощью а нередко самопомощью, для того чтобы люди могли вырваться из бедности, а также социальная работа выполняет заказ общества, осуществляя помощь и социальный контроль.

Лектором были раскрыты главные вопросы организации и содержания помощи в социальной работе. Подчеркнуто, что помощь должна быть эффективной и приводить к результату, и для этого социальная работа, должна иметь четкое научное обоснование. Отдельно затронуты вопросы, связанные с заимствованием методов социальной работы из Англии и Америки. Г-жа Ботт рассказала о современной ситуации в Германии в отношении попечительства. Отдельный аспект ею был сделан на менеджменте качества в социальной работе, и отмечено, что менеджмент качества должен иметь четкую цель и улучшать эффективность социальной работы.

В заключении, г-жа Ботт познакомила слушателей с методами социальной работы в социальном пространстве и методах подготовки студентов к работе по этому направлению в Германии, в частности, в Высшей школе Потсдама, которую она представляет.

Во второй части встречи Доминик Фабле рассказал об основных направлениях и методах социальной работы в сфере поддержки семьи, реализуемых во Франции. Среди них – работа с неблагополучными семьями, семьями, переживающими кризис, и с семьями, имеющими детей-инвалидов.

Инновации социальной работы в этой сфере разделяются по двум направлениям:
-трансформационные инновационные изменения в социальной политике;
-социальные работники сами предлагают, продумывают, новые методы работы.

Лектор подробно остановился на наиболее эффективных инновационных методах. Среди них - интернат, рассчитанный на 12 человек, находящийся недалеко от места жительства семьи, семейный прием детей и родителей на дневное время, а также прием ребенка в течение дня, направленный на улучшение его поведения и успеваемости в школе.

Доминик Фабле представил также переведенную на русский язык статью, где им рассмотрено институционное определение всех действий социальной работы во Франции и инновации в области воспитательной работы.

Третья часть встречи была посвящена обсуждению и утверждению содержания модулей и учебно-методических материалов составляющих их дисциплин.

Особое внимание участники встречи уделили вопросам организации учебной практики в подготовке бакалавров, внесли предложения по необходимым для этого документам, утвердили структуру модуля по практике. Она будет состоять из общего раздела, где будут размещены материалы, единые и обязательные для исполнения всеми партнерами, и региональный компонент, где найдет отражение специализация каждого вуза.

В завершение сессии участники обсудили и разработали перечень организационных и методических материалов для учебно-методологической поддержки нового учебного курса, требования к их содержанию и оформлению, договорились о сроках их подготовки.

Вне рабочего графика гости имели возможность ближе познакомиться с культурой и традициями жителей Адыгеи, вдохнуть осеннюю прелесть горной реки и леса, увезти с собой приятные воспоминания о пребывании в нашем крае.

Ковалева Н.В. заведующая кафедрой психологии