Ректор

Ректором Адыгейского государственного университета с 1996 года является доктор социологических наук, профессор Хунагов Рашид Думаличевич. Р.Д.Хунагов – действительный член Академии педагогических наук, Академии социальных наук, Международной Адыгской (Черкесской) Академии, Заслуженный деятель науки Кубани, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Почетный доктор Абхазского госуниверситета и Таганрогского радиотехнического университета.

Награждён медалями “Слава Адыгеи”, “За выдающийся вклад в развитие Кубани”, Почетной cеребряной медалью им. В.И.Вернадского, Юбилейной медалью «100 лет профсоюзам России», медалью Центра биографических исследований Кембриджа «Профессиональный лидер», серебряной медалью им. П. Сорокина «За вклад в развитие отечественной социологии», Почётной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Почетной грамотой Законодательного собрания Краснодарского края. Кавалер ордена «Святой Софии», Лауреат Европейской премии Сократа, Лауреат Американской премии «Золотой сертификат качества» и медали «За вклад в дело развития науки и культуры», Лауреат Конкурса научных работ по кавказоведению Юга России им. Ю.А. Жданова, Лауреат Всероссийского проекта «Эффективное управление кадрами» в номинации «Руководитель года» (2009 г.).


Беседа с ректором университета

О вузе, о его достижениях и проблемах рассказывает ректор Адыгейского госуниверситета Рашид Думаличевич Хунагов, доктор социологических наук, профессор.

- Адыгейский государственный университет приближается к своему Юбилею в качестве признанного лидера профессионального образования в Республике Адыгея. Чего удалось добиться и каковы наиболее актуальные проблемы, которые стоят перед вузом?

Адыгейский госуниверситет является наиболее крупным образовательным учреждением Республики Адыгея. Традиционно вуз замыкал на себе всю систему подготовки и переподготовки педагогических кадров, но сегодня он всё в большей степени реализует функции многопрофильного классического университета, способного осуществлять широкий спектр направлений подготовки, от довузовского до послевузовского и дополнительного профессионального.

В структуру университета, помимо 3 Институтов и 11 факультетов, входят Гуманитарно-технический колледж, Республиканская естественно-математическая школа, компьютерный центр «Турбо» и многие другие образовательные структуры. В университете функционируют 52 кафедры, 27 из которых имеют аспирантуру и 7 - докторантуру. Более 14000 студентов проходят обучение по 42 специальностям высшего и среднего профессионального образования. В вузе трудятся 646 преподавателей, из них свыше 100 докторов и около 400 кандидатов наук, 35 заслуженных деятелей науки России и Адыгеи, 24 академика Российских и Международных академий, 27 заслуженных работников образования, культуры и спорта России и Адыгеи.

Университет располагает одной из крупнейших в регионе корпоративной информационной сетью. На базе университетского коммуникационного узла создается единое информационное пространство Республики Адыгея.

За последние 10 лет мощное развитие получила материально-техническая база университета. В 2000 году Правительством республики было передано университету здание для факультета адыгейской филологии и культуры (812 кв. м). В 2004 году введен в эксплуатацию вновь отстроенный мансардный этаж университета (1572 кв. м), на котором расположился оригинальный по дизайну и оборудованный новейшими компьютерами Вычислительный центр. В 2005 году введен в эксплуатацию новый корпус университета на 720 посадочных мест. В настоящее время возводится восьмиэтажный корпус университета в центре города на участке, выделенном под эти цели муниципальными властями г. Майкопа. Завершается комплекс работ по оборудованию новой библиотеки АГУ (2550 кв.м.). Ее введение в эксплуатацию позволило выйти на качественно новый уровень функционирования всего университетского комплекса.

Если же говорить о том, что предстоит сделать, то надо назвать два наиболее важных направления, которыми мы уже начали активно заниматься: во-первых, это создание реальной инновационной среды в вузе; во-вторых, всесторонняя модернизация деятельности за счет внедрения современной системы качества образовательного процесса. В наши планы также входит укрепление связей с региональным бизнес-сообществом, выход на новые рубежи международного сотрудничества.

- Что касается вузов российской глубинки, принято считать, что у них нет достаточных возможностей для глубокой модернизации. Разумеется, можно закупить необходимое оборудование, но каким образом изменить сложившуюся парадигму дидактических подходов? Как этого добиться в условиях отдаленности от крупных академических центров?

В условиях глобализации, интеграции интеллектуальных усилий и технических возможностей задачи модернизации в российской провинции решаются гораздо более эффективно, нежели прежде. Приведу актуальный пример.

В 2009 году Адыгейский государственный университет вошел в крупный сетевой проект программы ТЕМПУС. Грант Евросоюза выделен под разработку образовательной программы подготовки бакалавра социальной работы. Это один из самых крупных грантов ЕС, которые сегодня реализуются в России. Достаточно сказать, что его финансирование превышает миллион евро. Работа по проекту осуществляется в консорциуме с ведущими университетами России (МГОУ, Казанская Академия социального образования) и европейских государств, - Великобритании, Германии, Франции и Италии.

АГУ получил уникальную возможность совместной разработки содержания профессиональной подготовки бакалавров с европейскими партнерами в условиях реформирования образования в России и его европеизации в рамках Болонского процесса.

Главная цель проекта – разработка на основе кооперации между европейскими и российскими образовательными учреждениями программы подготовки бакалавра социальной работы, учитывающей наиболее передовой мировой опыт и органически сочетающей современные теоретические подходы и новейшие практические тренинги. В настоящее время активно ведется работа по проекту. Состоялась серия совместных рабочих семинаров участников проекта в Потсдаме, Риме, Москве, Казани и Майкопе. Адыгейских госуниверситет дважды принял коллег из Потсдамского, Парижского и Римского университетов, студенты отделения социальной педагогики АГУ имели возможность прослушать лекции ведущей профессуры из Лондона, Парижа и Рима. Подготовлены учебно-методические комплексы целого ряда дисциплин. При разработке материалов были учтены стратегические направления реформирования образования, а именно: использование модульного подхода, зачет полученных знаний на основе кредитных (зачетных) единиц; учет межкультурного компонента; обеспечение дистанционной подготовки по учебным курсам; постоянный мониторинг качества обучения.

АГУ активно сотрудничает с ВУЗами России, ближнего и дальнего зарубежья, является членом Международной Ассоциации Университетов при ЮНЕСКО, Международной Ассоциации преподавателей русского языка и литературы. В университете обучаются группы молодежи из стран ближнего и дальнего зарубежъя: СНГ, Турции, Сирии, Иордании, Нигерии, Судана, Чада и др. стран.

- Как обстоят дела с развитием научной деятельности? Каков научный потенциал вуза?

В 2009 году на базе АГУ открыты отделение Южного научного Центра РАН и Научно-исследовательский институт комплексных проблем, включающий 5 научно-образовательных центров, 12 учебно-исследовательских лабораторий, оснащенных современной приборной базой, 3 музея.

В структуре университетского инновационного комплекса НИИ является одним из главных звеньев. Это тот формат, в рамках которого преподавателями, аспирантами и студентами ведутся активные исследования по приоритетным направлениям. Музеи АГУ и Ботанический сад, созданный на базе агробиостанции, наделены исследовательскими и образовательными функциями и имеют статус «Уникальных научно-образовательных объектов Высшей школы».

В АГУ работают 8 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций по 14 специальностям.

В настоящее время профессорско-преподавательским составом совместно со студентами и аспирантами АГУ выполняется свыше 100 научно-исследовательских работ в рамках 29 направлений тематического плана АГУ. Ежегодный объем освоенных средств составляет более 30 миллионов рублей.

В университете интенсивно развиваются наукоемкие инновационные технологии. Особая роль в этом процессе отводится Центру интеллектуальных геоинформационных технологий, осуществляющему внедрение результатов научных работ в производственно-хозяйственный комплекс региона и участвующему в создании и реализации наукоемкой продукции. В настоящее время при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований на базе АГУ создается региональная ГИС нового поколения - универсальная геоинформационная модель строения и развития региона. Проект разрабатывается при участии научных консультантов Института проблем информатики РАН и Института географии РАН. Высокий уровень научных исследований подтверждается наградами, полученными за достижения в области высоких технологий, за участие в выставках и международных форумах, а также Свидетельствами, выданными Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам об официальной регистрации программ, разработанных Центром.

Сегодня экспериментальная база университета привлекает ученых из Ростова, Астрахани, Краснодара, Ставрополя и других городов. Центр «Здоровье», лаборатории «Физиология развития ребенка» и «Биомеханика» оснащены уникальным оборудованием для комплексного медико-биологического мониторинга адаптивных возможностей и состояния здоровья детей, подростков, обучающейся молодежи, спортсменов. Общая стоимость приборной базы оценивается на сумму свыше 10,5 млн. рублей. Планируется создание мощного научно-экспериментального инновационного комплекса для крупномасштабных фундаментальных исследований в сфере здоровьесберегающих технологий и генетики.